Цель модернизации – обеспечить новое качество образования, опираясь на два наиболее значимых основания. Первое – фундаментальность образования, второе – современные потребности общества. Фундаментальность является одной из наиболее значимых традиций российского образования, отличающая его с дореволюционного периода.Второе основание также очень важно. Мы живем уже в другом обществе. Оно быстро трансформируется и ставит перед личностью принципиально новые задачи. Среди них я бы отметила, в первую очередь, мобильность, способность менять свою деятельность, готовность нести ответственность за свой выбор.
Вероятно, идеологи модернизации хорошо изучили опыт западных стран и учли этот опыт. Вместе с тем, мне представляется, что наша собственная педагогическая теория и практика еще не получили достаточно полного осмысления. Сейчас видится опасность чрезмерной прагматизации образования, привязки его к конъюнктуре рынка. Существенно повышаются требования к профессиональному образованию, чтобы влиять на социально – экономическую ситуацию. И здесь я хотела бы подчеркнуть, наряду с несомненной актуальностью этой задачи, что наша школа не должны забывать и о ценностных основаниях, о ценностном пафосе, о таких понятиях как культура.
Прежде всего это ценности гражданского общества, демократии, формирование свободной личности. Отмечу, что в основе модернизации заложен компетентностный подход - личность должна обладать способностью хорошо ориентироваться в современных условиях. Этот комплекс ценностей, я думаю, не покрывает все наши потребности.
Хорошо, что сегодня мы уже говорим о новой концепции культурных ценностей, которые базируются на гуманизме, обратившись к нашей истории. Сегодня актуально обращение к традициям духовности, ее превалирования над материальными ценностями. Актуальны соборность и коллективизм вместе с либеральными ценностями, которые пришли к нам еще в петровскую эпоху, поскольку во всех этих ценностях мы можем обнаружить гуманистическую составляющую.
Уже просматривается перспектива целого комплекса новых культурных ценностей. Вектор их формирования заметен уже сегодня, хотя, конечно это будет продуктом нашей новейшей истории. Сегодня нам надо быть открытыми для этой истории, аккумулируя те гуманистические ценности, те идеалы, которые реально сопровождали нас на всех ранних этапах.
Большое поле для поиска имеется и в вопросах этического и эстетического воспитания учеников.
Проблемы общего образования непосредственно затрагивают интересы большинства граждан и, на мой взгляд, они должны быть очень хорошо информированы о них. Эти проблемы должны широко освещаться. В восьмидесятые годы телевидение транслировало открытые уроки, были целые серии передач, в которых рассматривались проблемы среднего образования. Тогда родители могли видеть, чем живет школа. Но сегодня вопрос еще и в том, что общество в основном остается нейтральным к тем проблемам, которые рассматриваются на уровне Министерства образования, педагогического сообщества. По-моему, единственный вопрос, который волнует большинство родителей: «Когда отменят ЕГЭ?»
А ведь в самом тексте Концепции сказано, что модернизация – это дело всего общества, а не только Министерства образования. Без интереса граждан к проблемам образования, оно неизбежно остается внутриведомственным документом.
Традиция российского образования на первое место всегда ставила не обучение, а воспитание. Важно, кто является носителем знания. И очень хорошо, что в законе об образовании четко сказано, что такое образование. Это – воспитание и обучение. Эти ценности, я думаю, должны быть сегодня ориентиром для педагогов не зависимо от того, какой предмет они преподают. Именно эта традиция придает российскому обществу историческую преемственность и культурную уникальность.