Анализ состояния и эффективности методической работы
за 2012 – 2013 учебный год
в МБОУ СОШ № 7 г. Петров Вал
Камышинского муниципального района.
Работа педагогического коллектива в 2012 - 2013 учебном году велась над единой методической темой : «Деятельность педагога в условиях реализации предпрофильного и профильного обучения».
Цель методической работы была определена следующая: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области определенного предмета и методике его преподавания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Создание условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогов на основе выявления их индивидуальных способностей.
2. Внедрение инновационных методов работы.
3. Обобщение, оформление и распространение педагогического опыта.
По плану работы МБОУ СОШ № 7 в 2012 – 2013 учебном году было проведено 10 заседаний педагогического совета. Основные вопросы и проблемы, которые обсуждались на этих заседаниях, были продиктованы изменениями в жизни школы и общества:
Портфолио педагогического работника: изменения в вариативной части;
Анализ состояния методической и воспитательной работы;
Анализ состояния работы по обеспечению безопасности в МОУ СОШ № 7;
Работа школы в условиях введения ФГОС ООО;
Изучение и принятие положений о рабочей группе и о Совете по введению ФГОС ООО;
Изучение основных положений нового Закона об Образовании РФ;
Проблемы преемственности в обучении, воспитании и развитии учащихся при переходе из начальной школы в основную;
Изучение и принятие нормативно-правовой документации;
Перевод и допуск учащихся к итоговой аттестации
Диагностика затруднений в работе учителей путем анкетирования и посещения уроков позволила выявить теоретические и практические проблемы, которые были положены в основу при планировании методической работы в школе. За отчетный период было проведено четыре заседания научно-методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
Работа над программно-методическими материалами, готовность календарно-тематического планирования и реализация рабочих программ по предметам.
Анализ проверки личных портфолио учителей.
Изучение Положения о порядке аттестации заместителей руководителя школы.
Проблемы составления и реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации и самообразования педагогов.
Организация и проблемы проведения независимого контроля знаний учащихся по предметам БУП .
Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в плане реализации ФГОС второго поколения.
В течение всего учебного года методическая работа велась не только по планам научно-методического совета, но и методических объединений. Вся работа учителей-предметников была распределена по четырем предметным МО:
1. Методическое объединение учителей образовательной области «филология, обществознание».
2. Методическое объединение учителей образовательной области «естествознание, математика».
3. Методическое объединение учителей начальных классов.
4. Методическое объединение классных руководителей.
На заседаниях предметных МО в форме семинаров и практических занятий тщательно обсуждались актуальные проблемы преподавания и воспитания:
• Изучение стандартов II поколения (примерные программы по учебным предметам);
• Фундаментальное ядро содержания общего образования;
• Формирование универсальных учебных действий в основной школе;
• Особенности предпрофильной подготовки по математике;
• Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
• Включение обучающихся в систему общечеловеческих культурных, морально-нравственных ценностей;
• Организация работы с одаренными детьми;
• Особенности работы со слабоуспевающими;
• Методические рекомендации по организации повторения пройденного материала в выпускных классах;
Параллельно с деятельностью методических объединений работала творческая группа по преемственности (руководитель Заитова Ю. В.). В состав творческой группы вошли классные руководители и учителя-предметники, работающие в 1-х, 4-х, 5-х классов. Для обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием проводилась работа по трем основным направлениям: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. В отчетном периоде проводились:
- родительские собрания « Готовность ребенка к школе», «Впереди – пятый класс» и др.;
- психопрофилактические развивающие занятия с учащимися различных категорий;
-диагностики уровня тревожности, мотивации, самооценки учащихся;
- занятия в «Школе будущих первоклассников»
- были организованы и проведены семинары по актуальным вопросам преемственности и взаимное посещение уроков классными руководителями и учителями-предметниками.
На семинарах рассматривались вопросы:
- «ФГТ и ФГОС НОО как модель непрерывного образования в системе « Детский сад – начальная школа»;
- «Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации ФГТ»;
- « Психологические аспекты школьной зрелости».
В соответствии с планом работы по преемственности в образовании, на базе ДОУ № 72 состоялся городской семинар «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО».
На достаточно высоком уровне в этом учебном году были проведены предметные недели и декады методических объединений. Все внеклассные мероприятия были направлены на развитие творческого потенциала и самореализации личности ученика и проведены с учетом возрастных особенностей учащихся. В этом плане следует отметить, что все учителя отнеслись к проведению предметных недель творчески и с энтузиазмом, это позволило им привлечь к своим мероприятиям большое количество учащихся школы. Все мероприятия отличались тщательной подготовкой, проводились с использованием разнообразных современных методов и технологий, сопровождались компьютерными презентациями, отличались оригинальностью замысла с привлечением интересного дополнительного материала.
Методическое образование и просвещение учителей в этом учебном году продолжалось в форме постоянно действующего семинара. В ходе работы ПДС были рассмотрены следующие вопросы:
• Планируемые результаты как один из важнейших механизмов реализации требований ФГОС второго поколения
• Экологическое воспитание как механизм социализации личности
• Применение технологии критического мышления как одно из решений проблемы внедрения стандартов второго поколения
При подготовке и проведении ПДС кафедры приняли активное участие. Необходимо отметить, что в этом учебном году ПДС проходили очень организованно, отличались активностью учителей, всегда сопровождались информационно-коммуникационной поддержкой, тщательными диагностиками, мастер-классами, открытыми уроками и практической работой педагогов в творческих мастерских.
В этом учебном году для педагогов была организована просветительская работа в рамках «Педагогических мастерских». Было проведено шесть педагогических мастерских по двум направлениям: «Культура речи педагогов», «ИКТ для педагогов». При проведении педагогических мастерских учителя-предметники имели возможность вспомнить, обсудить, проверить на практике основные вопросы лингвистической и компьютерной направленности:
Орфоэпические нормы
Языковые нормы
Числительные в нашей речи
Работа с буфером обмена
Работа с презентацией
Работа в программе Excel
Открытые уроки учителей и семинары по определенной проблеме, обсуждаемой на ПДС, позволили учителям учиться не только по книгам и методическим журналам, но и на опыте своих коллег. У молодых учителей была возможность отбирать для себя наиболее интересные и результативные подходы, способы, элементы, т.е. все то, что потом, складываясь в "копилку" профессионального мастерства, дает уникальный спектр разнообразия педагогической деятельности учителя.
Следует отметить высокую активность учителей и учащихся при подготовке к различным соревнованиям, олимпиадам, конкурсам. В этом учебном году учителя нашей школы приняли участие районном конкурсе «Мозаика презентаций». В школе прошла первая районная научно – исследовательская конференция «Первые шаги в науке», в которой были представлены ученические работы и проекты по пяти направлениям: математика-информатика, физика, химия-биология, русский-иностранный язык, начальная школа. Лучшие работы были представлены на второй всероссийской очно-заочной конференции «Горизонты науки» в г. Котово.
В 2012 – 2013 учебном году продолжалась методическая работа по распространению передового педагогического опыта учителей нашей школы в рамках ресурсного центра. По плану ресурсного центра на базе школы при активной поддержке наших учителей были проведены следующие районные семинары:
Создание условий для оптимального развития одаренных детей
Районный семинар для учителей математики на тему: «ТРИЗ – технология как средство развития креативности школьников на уроках математики »
Районный семинар для заместителей директоров по УВР на тему: «Достижение высоких результатов ЕГЭ через реализацию профильного обучения в рамках школьного округа»
Районный семинар для учителей начальных классов на тему: «ИКТ как средство достижения планируемых результатов при реализации ФГОС второго поколения»
Районный семинар для учителей математики на тему: « Развитие математических способностей обучающихся основной школы»
Особенности конструирования современного урока в рамках требований ФГОС
Многие учителя школы принимали активное участие в методической работе на уровне района: участвовали в различных конкурсах, фестивалях, конференциях.
В 2012 – 2013 году по плану аттестационной комиссии Комитета по образованию Администрации Волгоградской области проходила аттестация педагогических кадров.
Обучение педагогов школы проходило как на уровне школы, района, так и на базе Волгоградской ГАПКиПРО. Всего прошли повышение квалификации в текущем учебном году 10 человек.
В результате кадровый состав на конец учебного года выглядит следующим образом.
Всего работников – 53 ( из них 3 внешних совместителя)
из них:
руководителей- 4
учителей- 28
других педагогических работников- 3 ( из них 2 внешних совместителя)
учебно-вспомогательный персонал- 3
обслуживающий- 15 ( из них 1 внешний совместитель)
Вакансия на 01.06.2013 года:
Специальность Нагрузка Примечание
Учитель музыки
18 часов
Учитель истории и обществознания
24 часа
Педагог – организатор
1 ставка
Педагог – психолог
1 ставка
Проблем, над которыми предстоит работать коллективу в новом учебном году, много, но основной является методическая подготовка и формирование инновационных педагогических кадров, у которых необходимо сформировать потребность в изменении и совершенствовании как педагогического мастерства так и результатов своей роботы.
Подводя итоги на заседании НМС, методическую работу школы было принято считать удовлетворительной.
|