Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Петров Вал.
Программа «Одаренные дети»
Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души... А.А. Гин Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам. А.А. Гин
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития. Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Исследование не предполагает создание, какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Реальный исследователь зачастую не знает, что принесёт ему сделанное в ходе исследования, открытие. Научно – исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность в современном обществе.
Концепция программы Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Президентская программа «Дети России». Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и продолжаться в среднем и старшем звене. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренные дети: • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Цель программы: Создание системы, позволяющей создавать условия для психолого- педагогической поддержки одаренных и интеллектуально продвинутых детей.
Задачи программы: • Разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей обучающихся, мониторинг личностного роста детей; • Развитие ресурсной базы (кадровой, методологической, материально-технической, информационной, финансовой), отвечающей современным образовательным запросам и творческим возможностям одаренных детей; • Совершенствование научно - методической и информационной поддержки педагогов и родителей в работе с одаренными детьми; • Внедрение в образовательную практику продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования.
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах
• Овладение учащимися элементами исследовательской деятельности; создание научного общества для младших школьников (1-4 классы) «НОУмняшки»; и научного общества для старшего и среднего звеньев НОУ «НАУКА» (Научный Альянс Умных, Креативных, Активных)
Срок реализации программы: 2010 – 2013 г
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2010 – 2011 учебный год: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2011 – 2012 учебный год: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2012 – 2013 учебный год: ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП I этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися. 1 ступень (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. 2 ступень (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. 3 ступень. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.
II этап - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися. III этап - ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
Основные направления работы: 1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами. 2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. 3. Оказание практической помощи учащихся в проведении исследовательской работы. 4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся. 5. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях. 6. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.